ПОРТАЛ   Список форумов   FAQ   мобильная версия   Поиск  
Регистрация  Вход
Список форумов Гараж Разное

Статья про расход топлива

Модераторы: Beetle, kemper

Статья про расход топлива

Сообщение chaos » 02 мар 2012, 01:56

Вот наткнулся по просторам интернета на хорошую статью. Думаю многим будет интересно взглянуть.
Статья основана на проведенных тестах и в пример был взят автомобиль 2106 (то есть из нашей категории):
Решил продублировать здесь, так как фон в источнике не для чтения, та и на сколько долго проживет источник тоже под вопросом. А как по мне статья интересная и полезная

ПЕРЕДАЧА, АКСЕЛЕРАТОР И ТОПЛИВО

(Тест «За рулем»)

(перепечатано из журнала «За рулем»)

Не проходит и дня, чтобы в редакционной почте не оказалось писем, в той или иной форме содержащих просьбу рассказать о связи между приемами управления автомобилем и расходом топлива. Причем не просто рассказать, а показать это на практических примерах. Подобная постановка вопроса неизбежно требует проведения целевых экспериментов, и такой тест был запланирован.

По сложившейся традиции редакция обратилась за помощью к специалистам НАМИ, и все необходимое — от технического оснащения до методического и организационного содействия — было нам предоставлено.

В качестве «объекта для опытов» взяли серийный ВАЗ—2106 с карбюратором ДААЗ, имеющим механический привод дроссельной заслонки вторичной камеры. Его оснастили регистрирующей аппаратурой и проверили техническое состояние. Предстояло решить методическую сторону эксперимента.

О том, что расход топлива самым непосредственным образом зависит от стиля езды, теперь знают все. Вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение, что экономичная езда — это спокойная езда, без неоправданных ускорений и торможений, что с педалью «газа» нужно обращаться очень аккуратно. Но как следует себя вести при неизбежных задержках, скажем, на перекрестках? Как правильно разгоняться, пользоваться передачами и акселератором? Здесь бытует множество мнений и «школ». Одни, например, считают, что современный двигатель «любит, чтобы его крутили», и действительно переходят на более высокую передачу только при достижении оборотов, близких к максимальным, а заботу об экономии топлива проявляют в том, что при разгоне нажимают на акселератор возможно меньше. Другие, наоборот, сильно жмут на «газ», но переключают передачу как можно скорее, памятуя, что на более высокой передаче расход топлива ниже,

Исходя из существования этих и многих других вариантов подобного характера, мы и составили методику нашего теста. Прежде всего) решили оценить зависимость расхода топлива от передачи в трансмиссии, так сказать, а чистом виде — при равномерном движении по ровной дороге, иными словами, определить топливно-экономические характеристики на каждой из передач. Полученные при этом результаты показаны на графике. Сразу нужно оговориться, что абсолютные значения расхода топлива на графике не следует воспринимать как какой-то эталон для сравнения: это реальные показатели обычного, как говорят, ходового автомобиля.

Кривые свидетельствуют, что движение на пониженной передаче вызывает повышенный расход бензина во всех диапазонах скоростей. Особенно наглядно это Демонстрируют точки кривых, соответствующие скорости 40 км/ч, которую можно достичь на любой передаче — от первой до четвертой. Здесь пользование третьей передачей вместо четвертой увеличивает расход на 12,7%, второй — почти на две трети, первой — практически в три раза. Этот масштаб роста близок к соотношению передаточных чисел в коробке передач, которые на ВАЗ—2106 соответственно равны 1.00; 1,29; 1,99 и 3,24. Предельно допустимую в населенных пунктах скорость 60 км/ч можно развить на второй, третьей и четвертой передачах, при этом соотношение расхода топлива почти такое же; на третьей передаче он на 14%, а на второй — на 70% больше, чем на четвертой. Нужно отметить, что в коробке передач ВАЗ—2106 «разрыв» между третьей и четвертой передачами наименьший среди всех отечественных моделей. Скажем, на ВАЗ—2101, «210))» и «2103» число третьей передачи не 1,29, а 1,49, соответственно больше будет и разница в расходе топлива на третьей и четвертой передачах. У «москвичей» моделей «412» и «2140», а также у ВАЗ— 2105 этот показатель ближе к тому, что мы видим на ВАЗ—2106.

Таким образом, если задаться целью действовать экономно, то по ровной горизонтальной дороге всегда выгоднее ехать на возможно более высокой передаче.

graphik.gif
graphik.gif (2.89 Кб) Просмотров: 3352


Зависимость удельного расхода топлива от скорости при равномерном движении на разных передачах.

В то же время нельзя забывать, что при небольшой скорости это означает уменьшение оборотов двигателя, а отсюда — снижение давления в системе смазки. Основываясь на практическом опыте, для ориентировки можно сказать; на четвертой передаче не следует ездить со скоростью менее 40 км/ч, которая соответствует частоте вращения коленчатого вала 1500— 1600 об/мин для автомобилей разных марок. Но это, напоминаем, относится к хорошей дороге без подъема. При любых условиях, затрудняющих движение, нужно руководствоваться только своим «чувством машины» и не допускать езды в натяг, с перегрузкой двигателя.

Далее мы решили воспроизвести разные способы разгона с места и посмотреть, что они дают по его интенсивности и расходу топлива. Для контрольных заездов на автополигоне выбрали мерный участок ровной дороги с асфальтированным покрытием. С целью имитации городского движения длину участка приняли 500 метров, что, по нашим расчетам, примерно соответствует среднему расстоянию между светофорами или перекрестками Прежде всего задались условием провести серию опытов, в каждом из которых все переключения передач выполнять при строго определенных оборотах, принятых равными 2400, 3200, 4000, 4800 и 5600 об/мин, охватив таким образом весь возможный диапазон реальных способов разгона — от очень «коротких» до «полной раскрутки». Но на промежуточных передачах почти любых оборотов можно достичь при разной степени нажатия на акселератор: либо долго разгоняясь с малым «газом», либо — интенсивно с полностью или почти полностью нажатой педалью Чтобы и в этом вопросе достичь определенности, сделали специальное приспособление, позволяющее устанавливать упор для педали акселератора при 25, 50 и 75% от ее полного хода Это дало возможность в каждом опыте провести заезды с тремя положениями упора и при полном открытии дросселя.

В итоге каждый из заездов выглядел так: полностью прогретый автомобиль проходил мерный участок, стартуя с места от его начала. Водитель переключал передачи на заданных оборотах, при этом полностью нажимал на педаль «газа» до положения, определяемого упором. После достижения 60 км/ч (предел для городской езды) до конца участка равномерно ехали с этой скоростью на четвертой передаче. Фиксировали два показателя; время прохождения контрольного участка и количество израсходованного при этом топливе.
ТАБЛИЦА 1 Показатели разгона с места на мерном участке 500 м при лимите скорости 60 км/ч (имитация городского движения с последовательным включением всех четырех передач)В числителе — средний расход топлива на мерном участке, л/100 км, в знаменателе — время прохождения участка, с

table1.gif
table1.gif (3.64 Кб) Просмотров: 3352


Полученные таким образом результаты показаны в табл. 1. Видна принципиальная тенденция к росту расхода топлива с увеличением как оборотов переключения передач, так и открытия дросселя, Одновременно существенно сокращается затрачиваемое время, то есть улучшается разгонная динамика автомобиля. Оптимальными представляются результаты, полученные при 50-процентном нажатии на педаль и переключении передач на 3200 и 4000 об/мин. Очевидно, такой режим разгона и является наилучшим — он позволяет затрачивать минимум бензина при достаточно быстром наборе скорости. Совершенно очевидно, что «короткие» разгоны с переключением на 2400 об/мин невыгодны, особенно если учесть постоянную работу двигателя с невысоким давлением в системе смазки. Плохи и разгоны с чрезмерно малым нажатием на педаль — они значительно затягивают набор скорости, и нередко машина будет помехой для едущих сзади, а К экономии топлива этот способ не приводит. Разгоны «спортивного типа» заметно увеличивают расход топлива по сравнению с выбранной нами «золотой серединой», времени же экономят очень мало: выигрыш в полсекунды на 500 метрах пути дает возможность уйти вперед на какой-то десяток метров, но нужно ли это?

Довольно неожиданным является тот факт, что отмеченные нами оптимальные результаты несколько лучше тех, что получены при 75-процентном нажатии на педаль, не только по топливу, но и по времени. Возможно, режим почти полного открытия заслонки первичной камеры в чем-то благоприятнее, нежели тот, при котором заслонка вторичной камеры уже приоткрывается. Конечно, не исключена и какая-то индивидуальная особенность карбюратора нашей машины, но, отметим, тест и не претендовал на абсолютную точность,
ТАБЛИЦА 2 Показатели разгона с места на мерном участке 500 м при лимите скорости 60 км/ч (имитация городского движения без использования четвертой передачи) В числителе — средний расход топлива на мерном участке, л/100 км, в знаменателе — время прохождения участка, с

table2.gif
table2.gif (2.87 Кб) Просмотров: 3352


недостижимую при испытаниях одного образца. Задача заключалась в том, чтобы установить закономерность в общем виде.

После завершения всей серии заездов было решено сделать одно уточнение. Случается слышать мнение, что при соблюдении в городе лимита 60 км/ч просто нет смысла переходить на четвертую передачу, поскольку при этой скорости преспокойно можно ехать и на третьей. Мы повторили заезды (отбросив вариант переключения при 2400 об/мин), но четвертой передачей не пользовались, а достигнутые 60 км/ч выдерживали до конца участка на третьей передаче. В табл. 2 показаны результаты этой серии заездов. Как видим, они стали ближе во всех вариантах, хотя общая тенденция сохранилась. Но главное: при прежних затратах времени расход топлива очень заметно вырос — на 10—15%. Вывод однозначен; для экономичной езды такая «методика» неприемлема.

И еще один эксперимент был включен в программу теста. Не только в населенных пунктах, но и на шоссе случаются задержки, остановки по самым разным причинам. Поэтому целесообразно было проверить, какие показатели расхода топлива и динамики получаются при разгонах на дорогах, где скорость ограничена пределом 90 км/ч, и какими приемами при этом лучше пользоваться. Длину мерного участка мы увеличили до километра, а в качестве лимита скорости, при которой заканчивался разгон и начиналось равномерное движение, приняли 90 км/ч. В остальном методика заездов осталась прежней. Полученные результаты показаны в табл. 3.
ТАБЛИЦА 3 Показатели разгона с места на мерном участке 1000 м при лимите скорости 90 км/ч (имитация разгона на шоссе) В числителе — средний расход топлива на мерном участке, л/100 км, в знаменателе — время прохождения участка, с

table3.gif
table3.gif (3.02 Кб) Просмотров: 3352


О чем они говорят? Прежде всего, сам факт необходимости разгона ведет к дополнительным затратам бензина. Если один разгон выполнен, скажем, на 5 километрах пути, удельный расход топлива на этих километрах неизбежно возрастет на 8—12%. Поэтому и на шоссе стоит руководствоваться приемами экономичного разгона.

Далее. Большие обороты при переходе на высшую передачу экономят очень мало времени, а расход бензина увеличивается при этом весьма ощутимо, В свою очередь, малые обороты переключения, хотя и обеспечивают наименьший его расход, увеличивают время разгона, а это далеко не всегда приемлемо, поскольку дороги насыщены быстро идущими машинами. Еще больше затягивает разгон малое открытие дросселя, причем не давая взамен особого экономического эффекта. Как и в первом эксперименте, оптимальные показатели, видимо, те, что лежат посредине. Так, переключая передачи при частоте вращения коленчатого вала 3500—4000 об/мин и при 75-процентном нажатии на педаль «газа», мы сможем достичь на первом километре движения примерно 12,8 л/100 км и проехать этот километр за 49 секунд (в среднем —г 73,5 км/ч). Эти величины следует признать вполне приемлемыми.

В заключение нужно упомянуть о следующем. Автомобилисты, ездящие на «жигулях», весьма часто связывают скоростной режим двигателя с интенсивностью износа кулачков распределительного вала. Эту зависимость сейчас исследуют в научных учреждениях и на заводе. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что режимы разгона, рекомендованные в нашем тесте, приемлемы при исправной системе смазки двигателя. И, надеемся, результаты теста принесут пользу автомобилистам, заботящимся об экономном расходовании топлива.

Сектор испытаний «ЗА РУЛЕМ»

Редакция благодарит сотрудников НАМИ Е. А. Исаева, Е. П. Терешину, В. Н. Фридлянова и А. Г. Шмидта за помощь и содействие в проведении теста.

Источник: http://musmu.narod.ru/auto/peredacha.html
Аватара пользователя
chaos
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 01 сен 2010, 22:45
Благодарности: 7 [ ? ]
Возраст: 39
Цвет: Оливка

Re: Статья про расход топлива

Сообщение Денис » 02 мар 2012, 23:23

спасибо! весьма познавательно :)
Аватара пользователя
Денис
Трёховед со стажем
Машины
 
Сообщения: больше 1500
Зарегистрирован: 01 окт 2010, 21:26
Откуда: москва
Благодарности: 12 [ ? ]
Возраст: 33
Цвет: валентина

Re: Статья про расход топлива

Сообщение 26RUS » 03 мар 2012, 01:20

Да, интересно! Сам задумывался над этим и проверял в действии)
P.S. В связи с этим вопрос: на приборках 2140 (1.5 л и без тахометра, кстати) наносились шкалы - по ним водитель ориентировался, какую передачу выбрать. Получается, с завода шли чёткие ЦУ "крутить мотор") Или это связано с особенностями той КПП?
Изображение
Аватара пользователя
26RUS
Ставропольский металлист
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 28 янв 2009, 22:42
Откуда: Ставрополье, казачий край
Благодарности: 7 [ ? ]
Возраст: 40
Цвет: Зелёный

Re: Статья про расход топлива

Сообщение aalexxx7804 » 03 мар 2012, 01:55

а ты загляни вглубь спидометра(2103-06) за ободок-там примерно так как на "москвиче" точечки стоят-вот только нах они там :bk: ? наверно макс допустимая скорость на той или иной передаче..
aalexxx7804
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 800
Зарегистрирован: 14 янв 2009, 02:52
Откуда: Odessa
Благодарности: 19 [ ? ]
Цвет: Dark Brown

Re: Статья про расход топлива

Сообщение chaos » 03 мар 2012, 10:39

26RUS писал(а):Да, интересно! Сам задумывался над этим и проверял в действии)
P.S. В связи с этим вопрос: на приборках 2140 (1.5 л и без тахометра, кстати) наносились шкалы - по ним водитель ориентировался, какую передачу выбрать. Получается, с завода шли чёткие ЦУ "крутить мотор") Или это связано с особенностями той КПП?


Я думаю это работает по принципу как  на 2107 расходомер, которой от разряжения впускного коллектора определяет диапазон минимального расхода (на той передачи которой движешься). Вот само разряжения в впускном коллекторе уже зависит от оборотов двигателя, нагрузки и т.д.  Если брать к примеру движение по ровной дороге то это предпочтительней обороты 2500. Но вот если машина едет в гору, то тут мне кажется лучше уже 3000-3500. А уже в зависимости от скорости такая и передача.

P.S. В начале не понял про какие шкалы, думал зеленая лампочка загорается. А те шкалы которые на спидометре - да наверное для правильного переключения нарисовали. Хотя 40 на первой ...... Не знаю на тройке уже на 3 буду ехать :)

Денис писал(а):спасибо! весьма познавательно :)


Не за что.
Аватара пользователя
chaos
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 01 сен 2010, 22:45
Благодарности: 7 [ ? ]
Возраст: 39
Цвет: Оливка

Re: Статья про расход топлива

Сообщение gerfis » 09 май 2012, 23:42

Интересная и полезная статья, можно брать на вооружение!
Иногда на динамику автомобиля влияют не двигатель, трансмиссия и прочие умные штуки, а сгоревшая лампочка индикации затянутого ручника (c)
Аватара пользователя
gerfis
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 300
Зарегистрирован: 26 авг 2011, 17:48
Откуда: Демидівка, UA

1978 ВАЗ 2103
Благодарности: 2 [ ? ]
Возраст: 36
Цвет: Вишневый

Re: Статья про расход топлива

Сообщение серега » 10 май 2012, 01:11

Есть еще один способ экономии... Экотоп!... только он ест инвалид недоделанный. Потому предлагаю его доделать.
А именно весь процесс организовать с дополнительным дросселем как у обычного карбюратора. Воздух отбирать из под крышки фильтра, далее на его пути стоит дроссель и по эластичной трубке подключен к похожему по внешнему виду на экотоп ((bypass)) прибору.
Изображение
Отверстия, подачи воздуха в обход карбюратора, высверливаются вертикально в колодцах. Вход воздуха во внутрь колодцев через два отверстия с боку с внутренним диаметром десять миллиметров.
Механических частей в нём нет, за адекватную работу отвечает только дроссель.
Открытие которого в свою очередь настраивается при помощи вакуумного втягивающего..., как вторая камера на на ОЗОНе. Чем выше разряжение в коллекторе тем сильнее откроется дроссель, тем больше воздуха пройдёт мимо карбюратора, тем меньше бензина попадёт в камеру сгорания. Тем больше экономия тем меньше мощность. Режимов регулировки может быть как у Фиррари на руле...Но при всём при том повторюсь регулировок может быть достаточно на любой вкус... По темпераменту, движение на подобном моторе будет схоже на полный спорт, как на карбюраторе с переменным сечением диффузора. И одновременно при переключении режима на самую экономную экономию. Термопара в выпускном коллекторе предпочтительна.
Первоначальная цель, максимальное обогащение ГТЖ первой камеры, так чтоб можно было двигаться со второй передачи. как вместо первой. Увеличив крутящий момент до максимума, 14-17 кг ОЗОН в этом плане выгодней СОЛЕКСА.В принципе любой (классический) мотор можно заставить тянуть авто со второй передачи вполне уверенно.
Аватара пользователя
серега
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Статьи: 2
Зарегистрирован: 05 июл 2009, 20:54
Откуда: Украина Львов
Благодарности: 19 [ ? ]
Возраст: 54
Цвет: бежтемный

Re: Статья про расход топлива

Сообщение Venom » 22 май 2012, 13:52

мы с Серегой насчет этого "Экотопа" говорили)
но мне больше по душе идея (которую хер воплотишь в гараже) переменного сечения диффузора.
Там бы и момент на низах поднялся, и моща на верхах. Аля изменяемые фазы грм ,только в системе питания))

на москвичевском тахометре вероятно нанесены "отсечки", т.к. на 2й под 80 и на 3й под 110 я иногда выделывал на пределе =)) для этих пердящих космичей это запредельно , имхо))
Чем меньше троечку мы любим, тем больше паримся мы с ней!

Скачать программу расчета скорости и СЖ
Аватара пользователя
Venom
Заслуженный участник форума
Машины
 
Сообщения: больше 2000
Статьи: 1
Зарегистрирован: 26 окт 2008, 23:04
Откуда: Оренбург
Благодарности: 24 [ ? ]
Возраст: 34
Цвет: палевый

Re: Статья про расход топлива

Сообщение серега » 22 май 2012, 17:20

Venom писал(а):мы с Серегой насчет этого "Экотопа" говорили)
но мне больше по душе идея (которую хер воплотишь в гараже) переменного сечения диффузора.
Там бы и момент на низах поднялся, и моща на верхах. Аля изменяемые фазы грм ,только в системе питания))

на москвичевском тахометре вероятно нанесены "отсечки", т.к. на 2й под 80 и на 3й под 110 я иногда выделывал на пределе =)) для этих пердящих космичей это запредельно , имхо))

Костя, Я кажется понял как сделать то что ты хочешь. Я в дороге, приеду попробую на бытовом пылесосе))). Просто как консервная банка.
Аватара пользователя
серега
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Статьи: 2
Зарегистрирован: 05 июл 2009, 20:54
Откуда: Украина Львов
Благодарности: 19 [ ? ]
Возраст: 54
Цвет: бежтемный


Вернуться в Разное



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4