"По просьбам трудящихся" вот список позиций, каждая из которых оценивается спец.комиссией сертифицированных представителей Историко-Автомобильного Клуба Финляндии (Suomen Automobiili-Historiallinen Klubi, создан 16.1.1959, получил сертификацию на муз.регистрацию автомобилей в 1978г.) по 7ми бальной шкале от плохого до нового для машин старше 30ти лет:
1. геометрия кузова
2. жестяные работы
3. крылья
4. двери
5. крышки капота / багажника
6. колёса и колпаки
7. резиновые уплотнители
8. состояние ЛКП
9. бампера
10. решётка радиатора
11. обвес / декор кузова
12. наружные ручки и зеркала
13. эмблемы / шильды
14. передние и боковые сигнальные огни / фары
15. задние сигнальные огни / фонари
16. стёкла и уплотнители
17. багажное отделение
18. запасное колесо
19. инструмент
20. -----------
21. -----------
22. обработка днища
23. рама и состояние колёсных ниш
24. передняя подвеска / мост
25. задняя подвеска / мост
26. выхлопная система
27. тормозная система
28. система подачи горючего
29. ------------
30. моторный отсек
31. двигатель
32. карбюратор и воздушный фильтр
33. электрическая сеть
34. электропроводка и соединения
35. радиатор
36. шланги и соединения / крепежи
37. --------------
38. обшивка сидений
39. обшивка дверей и внутренняя обшивка
40. обшивка потолка и задняя полка
41. ковёр / обшивка пола
42. консоль
43. панель приборов
44. бардачёк и пепельницы
45. ручки управления приборами
46. руль
47. педали
48. светозащитные материалы и зеркала
49. радио и колонки
50. внутренние ручки
51. освещение салона
52. ---------
53. ---------
Прочерки оставлены для возможных дополнительных позиций (например кофр внешнего запасного колеса или дорожный чемодан вместо багажника и т.п.). К каждому пункту есть строка примечаний. Несоответствие более 5 процентов состоянию хорошее/новое (оценка 6-7) ведёт к аннулированию сертификата. Сертификат с настоящим фото с печатью выдаётся в трёх экземплярах: владельцу, в архив Клуба, в архив тех.осмотра. Копию сертификата необходимо возить с собой вместе с техпаспортом и предоставлять на последующих техосмотрах.
В моей машине оценку "новое" получило только запасное колесо
хотя я сказал, что стоит полностью новый комплект из 5ти колёс. На что получил ответ: но Ты же на них сюда приехал
Дырку в потолке размером 1.5см заметили и отметили в примечаниях. Попросили название радио и покрышек: у меня И-16 (резина, расходники, стёкла фар МОГУТ быть современного производства).
Комиссия выносит решение. Сертификат стоит NN денег. Можно вступить в Клуб, подписаться на издаваемый журнал на три года и заплатить за сертификат половину. Так же Клуб проводит платные Клубные пробеги и мероприятия, "неучастники" не допускаются. Об участии в Клубном пробеге присуждаются шильдики на решётку радиатора
Сертификаты выдаются в порядке живой очереди. Номер моего 20840 (двадцать тысяч восемьсот сорок). Нормальное количество муз.машин для Финляндии.
Про регистрационные номера...
Главное: номер принадлежит автомобилю, а не владельцу, как в СССР/России.
Машина меняет владельца - номер не меняется.
Только eсли машинa снимается с учёта, номер должен быть возвращён.
После 1947г. введён общий стандарт. Две буквы и до трёх цифр на чёрном фоне. Буквы зависили от региона. В 1972г. перешли на тот же стандарт+одна буква, но на белом фоне и без привязки к региону. При этом "короткие" номера две буквы-две цифры / три буквы-одна цифра стали выдавать только в случае, если место для крепления номера - короткое (американцы) или если других номеров не осталось. В финском алфавите не все буквы "читабельны". Например буква Z есть, но нет финских слов, в котором она присутствует. Поэтому в номерах сначала использовали читаемые буквосочетания, например АО или АВА и т.д.
1997г. с вступлением Финляндии в ЕС к стандартному номеру прибавился национальный флажок. Такой номер три буквы-три цифры по умолчанию выдают при первичной регистрации ТС. Теперь он может быть квадратным, чтобы встать в короткое место крепления. Но! Если машина до 1997г. то можно попросить номер без флажка, а если до 1972г, то чёрный.
Так же чёрный номер может быть выдан на музейное ТС. В 1978г. для владельцев муз.ТС (по желанию) была выделена серия чёрных номеров MR, но она настолько быстро закончилась, что от практики спец.номеров решили отказаться.
То есть я мог на свою машину поставить чёрный номер. Но поскольку чёрные номера прекратили выдавать в 1972г, то я предпочёл короткий белый. Объяснив на тех.осмотре его необходимость местом крепления и подсветкой заднего номера: на весь длинный номер свет не будет попадать
Если вдруг мне приспичит поменять белый на чёрный, то эту же комбинацию букв и цифр мне выдадут за 12 евро.
Это абсолютная случайность, что получил цифру "3". Правда буквенная комбинация современная "нечитаемая". Поэтому если накоплю на номер, то куплю VAZ-3 или DIX-I как меня называли в студенческие годы
Номер, который захотел сам владелец, можно купить за 1000 евро. Минимальная комбинация, как сказано, две буквы-одна цифра. Финны любят "писать" имена. Например Kimi, Jani, Sami пишут соответственно KIM-I, JAN-I, SAM-I и т.д. Чуть сложнее Boris - BOR-15 и т.п.
Также популярны первые буквы имени и год рождения, или марка авто и год выпуска.
Галерею купленных номеров можно посмотреть здесь по алфавиту:
http://kilvet.com/kuvat.htmТакже можно купить ничем не примечательный номер "своей первой машины", если она когда-то была снята с учёта. Этим пользуются реставраторы.
Ответил ли я на ваши вопросы?
Делаю дополнения в тексте!