Итак, решено: колонки будем восстанавливать! Но сказать легко, а сделать... Ладно, попробуем. А для начала посмотрим, что покажет вскрытие.
Отвинтив заднюю стенку, внутри я обнаружил следующую картину:
(Сразу уточню, что на данном фото не мои колонки - это фотография аналогичных, найденная в Сети. Фотографировать свои тогда мне попросту не пришло в голову, да и нечем было это делать: цифра в ту пору еще была в диковинку, а переводить пленку на подобную затею представлялось никому не нужной блажью.)
Итак, на первый взгляд данный агрегат представляется АС с закрытой задней стенкой. По существу, так оно и есть. Только не совсем простой: в нижней части ящика находятся 2 объемных резонатора, соединенных с основным объемом ящика специально рассчитанными отверстиями в верхней стенке (см. фото вверху). В некоторых источниках пишут, что это резонаторы Гельмгольца, якобы призванные уменьшить заметность на слух фона переменного тока (частоты 50 и 100 Гц). На самом деле это не так. Эти резонаторы служат не для поглощения нежелательных частот, а для выравнивания амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) в области НЧ. Это оригинальное решение было предложено в 1963 г. сотрудниками Рижского радиозавода им. А.С. Попова Р.П. Керно и И.Р. Балодисом и защищено авторским свидетельством 165911. Впервые такая конструкция АС была применена в радиоле высшего класса "
Симфония", серийно выпускавшейся с 1964 г. вышеупомянутым Рижским радиозаводом (RRR), а затем и в ее модернизированном варианте "
Симфония-2" (1967), и "
Эстония-стерео" (1970). Последняя, которая и стала героиней нашего повествования, выпускалась в Таллинне (в ту пору еще с одним "н") на тамошнем заводе RET, и отличалась от своей латвийской сестры внешним оформлением и некоторыми незначительными изменениями в схеме.
Данная АС является трехполосной, т.е. весь диапазон воспроизводимых ею частот разбит на 3 участка: НЧ, СЧ и ВЧ.
НЧ-звено представлено головкой
6ГД-2, почитаемой в определенных кругах едва ли не культовой. На самом деле, конечно же, ничего таинственного и мистического в ней нет - это просто хорошая НЧ-головка.
Ее главными особенностями являются:
- Внушительный размер (диаметр 252 мм, или около 10 дюймов);
- Подвес диффузора из бумаги с невысыхающей полимерной пропиткой;
- Низкая резонансная частота - 30 Гц;
- Высокая чувствительность - 93,5 дБ.
Все это вместе взятое и обеспечило тот глубокий, мягкий и бархатный низ, без малейшего "резиново-фазоинверторного" оттенка, который буквально накрыл меня при первом включении и вдохновил на последующие подвиги. В составе данной АС эта головка воспроизводит звуковые частоты от 40 Гц. Много это, или мало? С учетом того, что частота нижней ноты на бас-гитаре составляет 41 Гц, можно с уверенностью сказать: для музыки вполне достаточно!
Приятная особенность головки 6ГД-2 заключается также в том, что центрирующая шайба у нее приклеена не к диффузородержателю, а к фланцу, который фиксируется тремя винтами. В процессе эксплуатации иногда случается, что в силу тех или иных причин нарушается центровка звуковой катушки в зазоре, и она начинает касаться керна или фланца. Это вызывает сильные искажения и резкие неприятные призвуки, особенно заметные при небольшой громкости. А подобная конструкция позволяет простой регулировкой вернуть головке чистый звук. Достаточно подать на головку НЧ-сигнал с генератора, ослабить крепежные винты, и осторожно перемещая центрирующую шайбу, добиться отсутствия дребезга и посторонних призвуков. После окончания регулировки винты зажимаются и фиксируются каплей краски или клея.
За СЧ отвечает головка
4ГД-28.
На самом деле, по своим параметрам эта головка с диаметром 202 мм (примерно 8 дюймов) и сопротивлением 4 Ом никакая не СЧ, а вполне широкополосная, рассчитанная на воспроизведение полосы частот от 60 до 12000 Гц. И применялась именно в этом качестве во множестве приемников и радиол вплоть до 1-го класса - например, в той же "
Ригонде". В АС "Эстония-стерео" же эта головка воспроизводит существенно более узкую полосу частот, а именно средние. Естественно, что хорошо отыграть часть диапазона легче, нежели целый. Поэтому середина у этих колонок очень яркая, певучая, но при этом абсолютно ненавязчивая. Отлично передается тембр голоса и музыкальных инструментов.
Чтобы исключить влияние НЧ-головки, 4ГД-28 помещена в бокс в виде штампованной стальной тарелки. Чтобы не возникало ненужных резонансов, бокс внутри заполнен ватой, а диффузородержатель дополнительно закрыт панелью акустического сопротивления (ПАС) из перфорированного картона.
Высокие частоты воспроизводит
1ГД-3.
Отличные "пищалки" с высокой чувствительностью и легким, прозрачным звуком. Одна беда: перегрузки боятся. Стоит дунуть в них сдуру больше положеного, как звуковая катушка перегревается, и витки на ней начинают сползать. На слух это воспринимается, как резкий неприятный дребезжащий призвук - нет, не на высоких, а на средних частотах. Например, при прослушивании фортепианной музыки. Но этот недостаток компенсируется громадным достоинством: конструкция у них разборная! Да-да, можно просто открутить 3 винта и полностью снять магнитную систему с фланцем, освободив доступ к звуковой катушке. Поэтому, если у вас случилась неприятность, можно снять магнит, жиденько развести клей (я использовал ПВА), и зубочисткой очень аккуратно, без фанатизма, промазать по всей поверхности обмотки звуковую катушку. После высыхания клея магнит аккуратно ставим на место (здесь очень важно не повредить край звуковой катушки), на головку подаем звуковой сигнал частотой около 1000 Гц, и аккуратно центрируем, добиваясь максимально громкого и чистого звука без посторонних призвуков. После окончания регулировки затягиваем винты и фиксируем их краской.
Для того, чтобы на каждую из головок попадали именно "свои" составляющие звукового спектра, служит разделительный фильтр, схема которого приведена ниже.
Фильтр очень простой, всего лишь 1-го порядка, но в данном случае его вполне достаточно. ФНЧ для головки 6ГД-2 состоит из дросселя Др1, ФВЧ для 1ГД-3 - из конденсатора C5.
Наиболее спорным решением является применение аж четырех (!), и притом электролитических конденсаторов C1...C4 в фильтре для СЧ-головки 4ГД-28. Вместе они образуют один неполярный конденсатор емкостью 50 мкФ. Вроде бы, сразу напрашивается замена на что-нибудь более естественное для звукотехники - например, на пленочный. Видимо, в те времена подобная продукция была в дефиците - вот и пришлось изворачиваться. На профильных форумах время от времени кто-нибудь пишет, что вот - поменял, но в результате у него на слух поднялись средние частоты. При этом никто не подтверждает это результатами измерений. А воспринимать всерьез публику, которая самозабвенно слушает пайки, конденсаторы и провода - это, по большому счету, себя не уважать. Поэтому не стал экспериментировать и оставил пока все, как есть - предварительно убедившись, что электролиты не высохли и сохранили свою емкость.
Автотрансформатор Тр служит для согласования сопротивления головки 4ГД-28 (у нее 4 Ом, а сопротивление АС 8 Ом), и для выравнивания АЧХ на СЧ.
Так должно было быть. Но на практике все оказалось несколько иначе, и притом в худшую сторону. В одной колонке была напрочь "выплюнута" НЧ-головка: звуковая катушка вылезла из зазора и непоправимо деформировалась, изуродованным оказался и сам диффузор. Такое впечатление, что ее подключили к усилителю ватт эдак на 50, и "качнули" со всей дури. А в другой колонке оказалась оборвана "пищалка", и при этом не возле выводов, а где-то в середине обмотки.
Менять головки на более современные был не вариант, т.к. у тепершних, рассчитанных на мощные транзисторные усилители, чувствительность примерно в 2...3 раза ниже. Замена также потянула бы за собой переделку и пересчет фильтра, затем вылезли бы нюансы с акустическими параметрами корпуса - в общем, после героического преодоления всех трудностей на выходе я получил бы пару вполне работоспособных, но... совершенно других АС, не имеющих с прежними ничего общего, кроме внешнего вида.
Заниматься таким колхозингом у меня не было ни малейшего желания, поэтому я поехал на радиобазар... и без особого труда купил там оригинальный 6ГД-2 и 1ГД-3. Не знаю, как с этим сейчас, но в 2000-м году это оказалось совсем не сложно. Кстати, недавно я обнаружил на одном из сайтов этикетку, из которой явствовало, что головки 6ГД-2 еще выпускались, как минимум, в 1983-м году!
В общем, купленные головки были установлены на свои законные места, корпуса приведены в порядок (протянул и проклеил, чтобы не дребезжали и не резонировали), а хлипкие соединительные провода были заменены на кондовые, но внушающие несомненное доверие ШВВП 2 х 1,5.
В качестве усилителя я использовал свою старую добрую вертушку "
Вега-108-стерео", в которой когда-то переделал предусилитель-корректор и заменил все электролиты на импортные, а все маломощные транзисторы на японские, из не подлежащего восстановлению телевизора Panasonic образца 198х-мохнатого года. Прикололо меня то, что корпуса у них точно, как у советских КТ315 и КТ361, и цоколевка такая же. А вот параметры у них не в пример лучше, и шума с ними совсем не слышно. Услитель "Веги" выдает 10 Вт номинальной мощности на нагрузку 4 Ом. Соответственно, на 8 Ом получается порядка 5...6 Вт, что идеально согласуется с колонками.
В качестве источника сигнала я использовал компьютер с дискретной звуковой картой - классическим винрарным
Creative SoundBlaster Live! 5.1 образца 2000 года - понабирал их когда-то по дешевке во все свои компы, когда народ со своими мыльницами стал массово мигрировать на интегрированный саунд. А я его не могу слушать, органически - уши в трубочку сворачиваются. Единственный раз услышал нормальную интегрированную звуковуху в далеком 2004-м - была у меня тогда такая мать,
EPoX 8RDA (только не Pro, там саунд фуфельный!), еще под Socket A, на доисторическом чипсете NVidia nForce 2 - кто-нибудь еще помнит Athlon XP? Больше не слышал я нормального саунда на борту - ни до, ни после...
В целом, моя аудиосистема на работе после всех манипуляций приобрела вот такой вид (фотка с телефона, не взыщите!):
И все бы меня в ней устраивало, вот только один мелкий, но очень вредный червячок потихоньку грыз и точил изнутри: а все-таки, как же играли когда-то эти колонки с родным ламповым усилителем? Продолжалось все это дело до лета прошлого, 2018-го года, пока на глаза мне не попалось объявление на интернет-барахолке OLX. И вот на этом-то моменте наша предыстория заканчивается, и начинается собственно тема...
Продолжение следует