Мне в руки попал правый задний фонарь ВАЗ 2103 1972/1973 модельного года)). Был куплен в 2010 году на рынке за 20 рублей, по причине небольшой царапины на рассеивателе и отсутствия пары. Корпуса и планки в комплекте не было. Первоначальный владелец не установлен. Далее в статье приведены цитаты из второй части книги «Высокой мысли пламень». Ч\б фото из «Инструкции по эксплуатации ВАЗ 2103» 1973 года.
Обратите внимание на сам катафот, для примера я взял серийный фонарь «Красный Октябрь» (уже указан только логотип «ОК») с точно таким же (!) катафотом марки STARS.
Ю. Туровский, конструктор писал(а):Сборка задних фонарей и подфарников 2103 была организована на ДААЗе, там же была освоена технология ультразвуковой сварки отражателя к рассеивателю. Нам с В. Пташкограй и А. Чугуновым вместе с УЛИР пришлось принимать в этом самое деятельное участие, так как сначала вообще ничего не хотело получаться. Рассеиватель разваливался по стыку цветов, не садился в корпус, светоотражатель не варился. Дело дошло до того, что задний фонарь вообще пришлось перевернуть «вверх ногами». …По документации FIAT жёлтый сигнал поворота располагался вверху, а весь «красный комплект» (габаритный огонь, стоп-сигнал и катафот) – в нижней части фонаря. Вот тут-то нас и подстерегала серьёзная загвоздка. Нижняя часть фонаря была чуть больше наклонена относительно кузова, чем верхняя (фонарь был как бы «переломан» посередине – таким уж задумали его итальянские дизайнеры и конструкторы). По этой причине катафот, который должен располагаться строго вертикально, приходилось очень глубоко утапливать в нижнюю, красную часть рассеивателя, что вызывало огромный процент брака. Попытки улучшить положение строгим соблюдением технологии практически ничего не дали. Поэтому и пришлось идти на кардинальные меры – красная часть оказалась наверху, где катафот «тонул» уже не так глубоко. Проблема была решена раз и навсегда.
Маркировка рассеивателя: оранжевый STARS 1.122.00, красный STARS 1.117.07. Маркировка катафота: IGM 3934 C2, BII 730, STARS 156.06, I E3 4604 C1. В середине катафота звёздочка. По всем признакам в т.ч. указанному стандарту E3, изделие в целом сделано в Италии.
Сравнив оба фонаря, касаемо предсерийного можно сделать следующие выводы:
1. Внешняя панель фонаря цельная, т.к. катафот крепится изнутри.
2. Катафот крепится изнутри и смотрит маркировкой внутрь, т.е. его тыловая сторона стала лицевой после внесения изменений в конструкцию.
3. Фонарь НЕ перевёрнут относительно серийного, изменены цвета «красителей» пластмассы, гнездо и место крепления катафота.
Также в качестве иллюстрации к строкам из второй части книги стоит привести уже серийный задний фонарь первых выпусков с маркировкой «Красный Октябрь 2103-3716073» на верхнем рассеивателе. Ранее он стоял на моей машине, 1973 г.в. Но, однажды, просто взяв в руки, он распался по шву сварки на 2 части.
На фото видны следы термообработки на стыке красного и оранжевого рассеивателей (две половинки лежат одна на другой для лучшей видимости). Красный выполнен по стандарту E3 (Италия), а оранжевый по E2 (Франция)! Кстати, катафот на нём итальянский, поставщика FIAT фирмы ALTISSIMO, маркировка 22.0270, I E3 4745 C1.
В. Пташкограй, конструктор писал(а):…время поджимало, и мы были вынуждены «лепить» фонарь «из того, что было». По решению руководства была срочно создана с УЛИР и заводом «Карболит» (г.Орехово-Зуево) бригада. Общими усилиями мы стали изобретать и в итоге изобрели-таки своеобразный «утюг» (не удивляйтесь и не смейтесь), на котором спекали (склеивали) рассеиватели из красного и оранжевого дакрила. После долгих мучений работа наша увенчалась успехом, и конвейер всё-таки пошёл! Но вдруг как-то вернулся из очередной московской командировки зам. главного конструктора В. Вершигора и обрадовал, что осколками моих фонарей усыпаны все дороги в родном отечестве. Наспех склеенные, фактически «полукустарные» рассеиватели просто начали рассыпаться. …Срочно пришлось дорабатывать технологию, и в итоге фонарь всё же обрёл надлежащие качества.
Столь серьёзные для пуска модели в серию проблемы были решены всё же на уровне смекалки инженеров, а не только путём заимствования технологий.
P.S. Статья будет дополнена в ближайшее время другими, уже серийными образцами фар и повторителей.