Ну что ж... Я наконец-то стал законным владельцем этого чуда, поэтому можно и написать обещанные многабукаф.. Наверное, многое можно было опустить, но вот захотелось мне расписать всю эту историю в красках и подробностях.
Итак, шестёрка. Вообще-то мне не нравятся шестёрки, но эта почему-то впилась в память. Что-то в её виде говорило и молило - спаси меня! (Дурдом, я разговариваю с машинами
). Но это же Жигули, а мы тут уже неоднократно обсуждали, что уж у кого-кого, а у них душа точно есть.
Всё началось ещё в конце лета 2010-го года, когда я всерьёз вытащил из глубин памяти свою любовь к ВАЗовской классике и начал поиски интересного экземпляра. Интересовали только тройки, но и на шестёрки обращал внимание ввиду лёгкости переделки в тройку. Время шло, количество осмотренного хлама я уже перестал подсчитывать и начал опускать руки.
А однажды произошло вот что. Я поехал на дачу на своём шоссейнике (таки да, ведём здоровый образ жизни), но по другой дороге, там сильного движняка вообще не бывает. Проезжаю я, значит, мимо небольшой стоянки и вдруг боковым зрением ловлю знакомые очертания.. Тормозим, тормозим! Стоит, принцесса =) На асфальте под ней - ровный слой мха не меньше 7 см, вся в грязи и в лишайнике, светотехника выгорела напрочь. Но вроде состояние неплохое. Пару минут потрепался со сторожем "за жизнь", и он пустил посмотреть её поближе.
Шестёрка эта стояла без движения 12 лет, судя по талону ТО. По словам сторожа, всё это время хозяин исправно платил за стоянку. Пипец, подумал я и пошёл к ней. Чёрт побери, да она просто в идеале! Не то что гнили, даже ржавчины особо нету! Зимы она точно не знала. Заметил только задние дверные карты, покоробленные водой, приборы выгорели и немного треснула торпеда. По всем признакам, год был 88-91. Перестроечная шоха... Хм, да какая разница?? Выпросил телефон хозяина за небольшой презент, и поехал на грядки.
Василий Васильевич не был расположен к общению. Сказал, что продавать не будет, потому что "машина очень мало прошла и продавать её за копейки нет смысла". Я сказал, что цена не была названа, и я не имею цели выпросить её за 200-300 баксов. Дед только засопел, ещё раз сказал, что машина не продаётся и отключился. Тогда я как-то забил на неё и продолжил поиски. Через несколько месяцев нашлась моя Чилийка, но "ВасьВасина шоха" плотно обосновалась где-то в памяти. Иногда я специально проезжал мимо той стоянки с замирающим сердцем - вдруг ушла? Но она всё так же скучала в своём углу. Только вот непонятно было, зачем она мне и почему я так боюсь увидеть пятно мха на асфальте..
Шло время, проект по тройке превратился в долгострой, а шоссейник всё-таки мало приспособлен для утилитарного использования. Надо машину. Вскрываем заначку... Что-то есть. Как вы понимаете, я уже знал, на что её потрачу. Поехал на стоянку - стоит, родная, но уже на другом месте. Алярма! Нашёл старый блокнот, о, а вот и бумажка с телефоном Василича.
Волновался ли я? Не то слово. Долго не мог собраться с мыслями, продумать нить разговора и аргументы. Через часа два я всё же набрал заветный номер с твёрдым намерением уболтать деда во что бы то ни стало. Видимо, в тот день удача была если не со мной, то где-то совсем рядом. Трубку подняла его жена, и мы с ней очень мило побеседовали. Она сказала "я уже несколько лет говорю ему - продай, а он не хочет. Но вы, я вижу, очень порядочный человек, и машину будете беречь, поэтому поговорю с ним". На том и порешили. Выждав несколько дней, я позвонил снова. Говорили долго. Трудно. Приходилось применять весь запас терпения, такта и ненавязчивой настойчивости. Но всё же Василич назвал цену и согласился встретиться. Сказал только, что нет акума и бензина. Господи, да не вопрос, своё привезу.
Сказать, что это был успех, пока ещё нельзя было. Но определённый прогресс был налицо. Я на шаг приблизился к машине, которую никогда не любил, но которая неожиданно стала моим Единорогом.
Когда мы приехали на стоянку, Василич уже колдовал над движком. Поставили аккум, подцепили к насосу канистру, чих-пых и она завелась! Троит, чихает, но работает. Однако, бочка дёгтя присутствует: педаль сцепления не шевелится, тормоз тоже. Видимо, тормозуха набралась воды и цилиндрики заржавели насмерть. Ладно, это поменяем. Хуже не будет. Год оказался 89-й, пробег 49 тыс.км. Машина привезена из Литвы, комплектация 010. Это означало - 4 ремня, улучшенная обивка сидений, мотор 1.3 64 л.с. В багажнике лежал почти новый набор ключей, сумка с шоферскими принадлежностями полным комплектом. На замке багажника осталась петля от заводской пломбы.. Плюс запасные ремни генератора, шланги, горсть пистонов молдингов и прочая мелочь. Поднял коврик багажника - ёпт, как вчера с завода вышла. Мовилью залито всё, что можно, до самой крыши. Оказывается, это было сделано в автосалоне в Каунасе ещё до продажи. Днище целёхонькое, но небольшой удар всё же был - в заднюю правую арку, причём вывели её плоховато.
Договорились так - мы её отмываем, ставим на ход и потом едем переоформляться. Отдаю половину денег и паспорт в залог, цепляем на сцепку и тянем в "штаб".
Как мы её мыли от лишайника - ппц. Ушло 100 литров воды и бутылка фейри. По вечерней росе нанесли густым слоем полученную пену. Подъём в 5 утра, по утренней росе начинаем мыть. Сначала скоблили резиновыми шпателями, потом сапожными щётками, потом губками. Зато результат доставил =) Состояние ДО есть в первом посте. А вот какой она стала:
Здесь нужно сказать несколько слов о Василии Васильевиче, как об очень тщательном человеке. Представляю вам список противоугонных средств, установленных на "Принцессе":
1) Спрятанный в педальном узле выключатель массы с ключом
2) Т-образный блокиратор педалей сцепления и тормоза
3) Литовский датчик вибрации и ударов с сигналом от Явы вместо "ревуна"
4) Потайной тумблер, отключающий катушку зажигания
5) Отгравированные номера кузова на переднем и заднем стёклах
6) Запаска прикреплена к усилителям крыла толстым тросом на амбарный замок
7) Болты-секретки на всех колёсах.
Думаю, я поступил правильно, сняв б
ольшую часть всего этого хлама. 90-е остались позади, к жигулям интереса никто не проявляет.
Во время замены гидравлики стало понятно, что ей мы не отделаемся. Во-первых, почти все сальники текли. Во-вторых, движок внутри был абсолютно чёрным. В третьих, патрубки СО в трещинах и сильно пережаты хомутами. Вот список всего, что пришлось заменить:
1) Гидравлика тормозов в круговую ATE + Pilenga, колдун АвтоВАЗ. Диски и барабаны проточили для порядка. Передние колодки АТЕ, задние родные.
2) Гидравлика сцепления ATE, рабочий диск почти новый СССР. Родной был спилен до заклёпок.
3) Сальники КПП, коленвала, редуктора.
4) Подвесной подшипник кардана - резинка была тупо разорвана на куски.
5) Муфту кардана - родная была в продольных трещинах.
6) Термостат, патрубки СО, хомуты.
7) Топливные шланги, хомуты. Во время замены нечаянно свернул шею штуцеру на карбе. Твайумать. Поставили карб от тройки. 2107 вместо 2105. Родной закинул в ацетон отмокать.
8) Подушки двигателя и опору КПП.
9) Тосол, масло в движок, кпп и задний мост, тормозуха.
В процессе работы не раз убеждался, что машинка действительно пробежала мало - ни одного закипевшего болта, выкручиваешь - а они все желтые, только снаружи слегка окислились. Ни одной слизанной гайки, везде заводская затяжка. Откручивалось всё с характерным звуком "тынннн"..
Ну, вроде закончили. Заводим - а она не заводится
Крутит бодро, но даже не схватывает. Свечи мокрые. Значит - зажигание. Искра есть, но какая-то неуверенная. Дальше было около двух недель попыток завестить. Смотрели все зазоры, чистили контакты, меняли трамблёр и крышки, провода и катушки. Когда сажался аккум - тягали на тросе. Ничего. За нас уже болели все соседи. Мозги был сломаны - почему неделю назад она заводилась, и что мы могли сломать? Я уже начал жалеть. что ввязался в это. Машина явно перестояла, и нужно было конкретно её реанимировать. Каким образом она заводилась раньше - непонятно до сих пор.
А всё это было из-за того, что Василич сказал, что свечи новые. Мы их и не проверяли. Дело было вот в чём. Во-первых, катушка давала хреновую искру. С главного провода искра не пробивала даже 8 мм зазора. Заменили катушку на 74-й год от Донора - то же самое. Меряю сопротивление бронепровода - ёк-макарёк, 13 кОм. Ставлю синюю Теслу с тройки, 6 кОм. Пробило почти 3 см. Отлично. Сразу выкидываю свечные провода, ставлю свои, разряд! А искра-то стекает по изолятору! Опять тройка в помощь - там стоят Bosch Super с тремя электродами. Начало щёлкать как электрошокер. Всё ставим, подключаем - завелась с полпинка, зараза. Кто-то из соседей зааплодировал, чесслово
Радоваться уже не было сил. Отстроили зажигание по стробоскопу, выезжаем. Вроде катится хорошо, тормоза появлялись потихоньку. Едем в город. На трассе проявились косяки - сильные провалы в диапазоне 2-2.5 тыс. об/мин. Скорее всего, вакуумный корректор трамблера не работает, на выходных разберу. Второй косяк - генератор перезаряд даёт. Думаю, диод пробит - РР меняли, безрезультатно. Поставлю перебранного гену от тройки, у меня для неё 21214 припасён. И третий косяк - масло давит всего около 2.5 кгс. На холостых стрелка ложится, но лампа не загорается. Видимо, вкладыши сказали "кря" или маслонасос засран.
В ГАИ никаких проблем не было. Инспектор даже не стал её тщательно осматривать - сказал, по состоянию видно, что беспроблемная. Сверил только бумажки. И вот, на следующий день получил номера
Опять красивые попались - 9292 IX-4. Это прикол такой у наших ГАИшников
- на всякие корчи красивые номера выдавать, даже если не по порядку идут.
Уже после окончательного расчёта Василий Василич вручил новое лобовое стекло (сейчас стоит треснутое) с уплотнителем и замком, горсть болтов-гаек, две родных покрыхи, и разборный маслофильтр. Пригодится.
Что ещё предстоит сделать:
1) Отмыть её ещё раз, полирнуть.
2) Отмыть салон. Сиденья в чехлах, но поролон уже рассохся и сильно мусорит. А салон красивый - чёрно-серый.
3) Пронафталинить двигатель.
4) Возможно - поменять маслосъёмные колпачки.
5) Обработать дно и полости хорошим антикором.
6) Поставить подкрылки, только надо придумать, как бы не дырявить кузов.
7) Подумать насчёт установки 1.5л
...
х) PROFIT!
Что-то мне подсказывает, что через годик-другой после завершения тройки начнётся ещё один проект. Но загадывать не буду. Поживём - увидим.