oleg_510 писал(а):А размещался он у нас очень аккуратно и незаметно, да и пожалуй в одинственно возможном месте - сразу под бардачком, чуть приутопленным. И в глаза не бросался, и под рукой в тоже время. А так, мне и нужен тот самый, хрипящий/пищащий звук того времени! БОНИ М на любой аппаратуре хорошо звучит
Ну, если владеете методом, как сделать аккуратно и красиво - тогда не спорю. Насчет "Boney M" могу сказать только, что на хорошей аппаратуре они звучали и звучат несравненно полнее, ярче и приятнее, чем на бюджетной. Я, к примеру, всегда очень четко отличал по звучанию кассету от бобины. "Свемовскую" бобину от фирменной. Винил - от бобины как таковой вообще. Хотя между хорошей вертушкой и правильным бобинным магнитофоном разница уже начинала теряться. Фирменный винил по звучанию очень сильно отличался от апрелевского или болгарского. А Hi-Fi вертушка с легким магнитным звукоснимателем - от фрезерного станка с пьезоэлектрическим.
oleg_510 писал(а):И еще просветите пожалуйста: что такое предварительный усилитель и зачем он вообще? И что такое фонокорректор и зачем он? Фонокорректор это такая кнопочка на усилителе или должно быть отдельным блоком по-правильному? И польза от фонокорректора только при прослушивании пластинок, или кассеты и бобины тоже с ним лучше запоют? Во сколько вопросов
Предварительный усилитель, или
усилитель напряжения - это часть усилителя звуковой частоты (УЗЧ), которая предназначена для усиления слабых сигналов от различных источников (микрофон, звукосниматель, радиоприемник, магнитофон и т.п.) до стандартного уровня, необходимого для правильной работы оконечного усилителя. Как правило, такой усилитель имеет несколько входных разъемов для подключения разных источников сигнала, переключатели этих входов, регуляторы громкости, стереобаланса, тембра, различные дополнительные фильтры и т.п.
Оконечный усилитель, или
усилитель мощности - это часть усилителя звуковой частоты, предназначенная для усиления сигнала, усиленного и обработанного предварительным усилителем, до уровня, необходимого для работы мощной нагрузки (колонки).
Оба этих усилителя могут выполняться либо в одном корпусе (в этом случае усилитель называется
полным), либо в виде отдельных блоков. В последнем случае практически все ручки и кнопки находятся в предварительном усилителе, а на панели оконечного усилителя из всех органов управления может быть только один здоровенный тумблер питания ))
Фонокорректор (в наше время таким термином не пользовались, а называли его
предусилитель-корректор) - это усилитель, который усиливает сигнал от головки звукоснимателя (как правило, магнитоэлектрической), примерно с 3 мВ до 250 мВ, одновременно приводя результирующую амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) сквозного тракта записи-воспроизведения к горизонтальному виду. Дело в том, что при записи пластинок низкие частоты преднамеренно ослабляют, а высокие - наоборот, усиливают. Ослабление низких частот нужно для того, чтобы при записи резец из-за слишком большого размаха колебаний не зацепил соседние канавки, что вызовет сильные искажения и может привести к перескакиванию иглы. А подъем высоких частот при записи позволяет ослабить заметность шумов, обусловленных трением иглы о стенки звуковой дорожки. Но слушать такую запись без дополнительной коррекции будет практически невозможно: низких частот не будет слышно совсем, зато от переизбытка высоких можно будет буквально оглохнуть.
Чтобы вернуть звучанию естественность, надо в процессе воспроизведения выполнить обратную коррекцию: ослабить высокие частоты и подчеркнуть низкие. Именно этим занимаются специально рассчитанные электрические цепи в предусилителе-корректоре:
Результирующая амплитудно-частотная характеристика представляет собой практически горизонтальную прямую линию, что обеспечивает равномерную передачу всего диапазона звуковых частот.
Разумеется, такой усилитель нужен только для винила, а сигнал с других источников он изуродует до неузнаваемости. Он встроен практически во все проигрыватели категории Hi-Fi, а также во многие модели усилителей. Для особо тонких
извращенцев ценителей продаются корректоры в виде отдельных блоков очень разных ценовых категорий.
Для дешевых пьезоэлектрических звукоснимателей такой корректор обычно не нужен, т.к. пьезоэлемент представляет собой практически конденсатор, который совместно с высоким входным сопротивлением усилителя (обычно 0,47 ... 1 МОм) образует фильтр нижних частот 1-го порядка со спадом АЧХ 6 дБ/октава, что обеспечивает нужную коррекцию с приемлемой для аппаратуры бюджетного класса точностью автоматически.
Кстати, такие примитивные "фрезерные станки" стояли в отечественной аппаратуре даже высшего класса аж почти до середины 70-х годов - просто потому, что ничего лучшего советская промышленность в то время не выпускала. Поэтому нормой для того времени была установка в радиолу высшего класса ЭПУ 2-го класса. Как говорится, и рады бы, но... за неимением. Хотя сами пластинки уже в 1950-е годы записывались весьма достойно. В этом легко убедиться, если вам удастся найти свежий экземпляр из той эпохи, которому каким-то чудом посчастливилось избежать запиливания "дурной" иглой.
Исторически же первым советским "настоящим" ЭПУ категории Hi-Fi было рижское
I-ЭПУ-73С, которое появилось только в 1971-м году:
Интересно, что в ЭПУ первых выпусков было аж целых 4 скорости: 16, 33, 45 и 78 об/мин. И головка звукоснимателя ГЗУМ-73С с двумя иглами: алмазной для 16, 33 и 45 об/мин, и корундовой для 78 об/мин:
Для переключения с одной иглы на другую вставка с иглодержателями оттягивалась и переворачивалась на 180 градусов. Данная головка была и остается
единственной советской магнитоэлектрической головкой, которая позволяла прослушивать пластинки на 78 об/мин. При этом по своим установочным размерам и электрическим параметрам эта головка уже соответствовала всем рекомендациям Международной Электротехнической Комиссии (МЭК) и является взаимозаменяемой практически с любыми более поздними (включая современные) отечественными и зарубежными магнитоэлектрическими головками категории Hi-Fi (исключая, естественно, возможность слушать пластинки на 78 об/мин).
В последующие годы ЭПУ неоднократно "модернизировалось". Первой "отвалилась" скорость 16 об/мин:
А уже с 1974 г. I-ЭПУ-73С выпускалось
только на 2 скорости: 33 и 45 об/мин:
Головка звукоснимателя при этом устанавливалась только с одной иглой - и это была уже привычная всем нам ГЗМ-105:
Предусилитель-корректор (или т.н. "фонокорректор") не надо путать с устройством
тонкомпенсации, применяемом в звуковоспроизводящей аппаратуре класса Hi-Fi.
Зачем это нужно? Дело заключается в особенности слуха. При уменьшении громкости человеку кажется, что высокие и низкие частоты ослабляются в большей степени, чем средние. Поэтому при уменьшении громкости обычным (некомпенсированным) регулятором субъективно будет ощущаться недостаток низких и высоких частот. Для того, чтобы исправить этот недостаток, регулятор громкости в Hi-Fi аппаратуре делают так, чтобы при уменьшении громкости средние частоты ослаблялись больше, чем низкие и высокие, в соответствии с так называемыми
кривыми равной громкости:
В более простой аппаратуре тонкомпенсация может выполняться только на НЧ, а в более высококачественной - и на НЧ, и на ВЧ. Для ее отключения в случае потребности может служить кнопка "Тонкомпенсация" на панели усилителя.