Всем привет. Выкладываю отчет о работе, проделанной с машиной на данный момент за праздники. По сути, у меня и не было праздников в общем понимании – все время в гараже, но оно того стоило, да и в удовольствие мне улучшать мою красавицу.
Начну с того, что в планах было смонтировать самостоятельно виброшумоизоляцию и инсталлировать новую аудиосистему. Я уже упоминал в своей теме, что когда мне перекрашивали кузов, я попросил сделать виброшумоизоляцию заодно. Уже после у меня возникли подозрения, что меня «развели» в этом вопросе: уровень шума снизился очень незначительно, в тех местах, где можно было заглянуть под обшивку и коврики, увидел дешевые, наспех, вкривь и вкось прилепленные материалы, но самое большое потрясение меня ждало, когда я разобрал салон, и оторвал (без особого усилия) все это творчество «мастеров»:
На фото все видно – виброизоляция была положена прям на ржавчину, без какой-либо предварительной подготовки поверхности, соответственно, материал прилегал неплотно, туда просачивалась влага и скапливался конденсат. Результат оказался плачевный. Первым желанием было поехать в Самару, найти этих типов и просто начистить хлеборезки некоторым, но после отошел, да и машина разобрана))). Просто сейчас я понимаю, какой же я был наивный, когда доверился всем этим «умельцам». Тогда я еще мало понимал в этих вопросах, слабо представлял себе технологию процесса, не разбирался в материалах. Теперь я понимаю, что никто из этих халтурщиков и не думал заморачиваться с подготовкой поверхностей под виброшумоизоляцию, ведь это трудный, кропотливый и главное долгий процесс, а мужичкам нужно «бабла срубить» здесь и сейчас и как можно быстрее, так что сам я виноват. Что интересно (и печально), в наше время такой принцип работы характерен для большинства таких вот полулегальных мастерских. Людей, делающих «на совесть» - единицы. Да и в официальных сервисах и мастерских очень большой процент вероятности наткнуться на откровенную халтуру. Зато цены у всех, как говорится, «обнять и плакать». Сейчас многое изменилось (немаловажную роль в этом сыграл наш сайт и Вы, уважаемые коллеги), настолько, что я почувствовал себя способным самостоятельно сделать все это. Хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам. Не представляете, насколько это было своевременно. Если бы я поездил так еще годик-полтора, моя машина стала бы похожа на машину Флинстоунов))) – полы под передними сиденьями просто бы провалились.
Короче говоря, после того, как была удалена вся эта порнография, приступил к зачистке передней части салона до металла – «жена болгарина» с металлической щеткой – сильная вещь))) (задняя часть сохранилась хорошо, там еще уложено заводское битумное покрытие, проверил металл под ним – все отлично). По ходу процесса выявилось несколько небольших очагов сквозной коррозии в полу и порогах. Так как не обнаружил никаких глобальных повреждений, то решил не заморачиваться со сваркой, а заделал обнаруженные отверстия (предварительно срезав участки сгнившего металла) заплатами, посаженными на вытяжные заклепки. Этот метод мне подсказал один опытный водитель. Мне понравилось – дешево и сердито. Заплаты можно увидеть на фото, получилось довольно аккуратно:
Следующим этапом была обработка зачищенных поверхностей преобразователем ржавчины «Цинкарь» (наносил его и втирал в поверхность поролоновой губкой) в два этапа, с хорошей просушкой, после чего все было вымыто сначала водой с моющим средством, потом просто чистой водой и высушено. Если когда-нибудь будете наносить «Цинкарь» - защищайте руки резиновыми перчатками, я со своим пофигизмом, проигнорировал требования инструкции и делал все это голыми руками, как результат – ортофосфорная кислота, входящая в состав сего химиката, въелась под ногти, что довольно болезненно, так что не повторяйте моих ошибок. Затем кистью нанес антикоррозийный грунт в два слоя, в труднодоступных местах использовал грунт в аэрозольной упаковке.
Когда грунт просох, полы и прилегающие поверхности обработал аэрозольным битумным покрытием с резиной в 2 слоя. В общем, на разборку салона, удаление халтуры, зачистку, ремонт и обработку поверхностей ушло 4 дня.
Дальше приступил собственно к монтажу виброшумоизоляции. Для этого мной были предварительно куплены следующие материалы:
1. STP Вибропласт Gold (толщина 2,3 мм) – 6 листов (1 лист 0,4 м2);
2. STP Вибропласт Silver (толщина 2 мм) – 8 листов (1 лист 0,4 м2);
3. Сплэн – 3008 (толщина 8 мм) – 8 листов (1 лист 0,75 м2);
4. STP Битопласт – 5 (толщина 5 мм) – 6 листов (1 лист 1м2);
5. STP Маделин – 2 листа (1 лист 1,75 м2).
Работать с этими материалами мне понравилось – чувствуется хорошее качество изготовления, но и цена у них соответствующая. Хоть в инструкции по монтажу STP Вибропласт Gold и STP Вибропласт Silver говорится, что не требуется при монтаже использование термопистолета, я все равно пользовался им и прогревал и материал и поверхности для лучшего сцепления – делаю ведь для себя. Говорят, при наклейке «вибры» нужно пользоваться каким-то валиком, но я для разглаживания материала использовал обычную чистую тряпку, получалось отлично и без валика, через тряпку лучше чувствуешь материал. Поясню, почему я купил два вида виброизоляции. В принципе, они практически одинаковы, но Gold в отличие от Silver немного толще, и я его использовал в наиболее шумных, по моему мнению, местах: моторный щит, передние колесные арки, тоннель коробки передач и передние полы. В остальные места клеил Silver. Во многих источниках для проклейки наиболее вибронагруженных зон советуют использовать STP Бимаст Bomb, но сравнив КМП (коэффициент механических потерь) этих материалов (0.4 у Bomb и 0.36 у Gold), отдал предпочтение Gold, тем более, что остальные характеристики говорят однозначно в пользу Gold: толщина - 4 мм и 2.3 мм, удельный вес кг/м2 - 6 кг и 4 кг, цена за м2 - 899 р. и 630 р. соответственно.
Сама процедура стандартная: сначала клеятся виброизолирующие материалы (STP Вибропласт Gold и STP Вибропласт Silver), затем шумоизолирующие материалы (Сплэн – 3008), ну а потом прокладочный слой (STP Битопласт–5), который предотвращает противный скрип Сплэна о штатное ковровое покрытие и пластиковые панели. STP Маделин («антискрип») используется для обклейки обратных сторон панелей для предотвращения скрипа и шума в сопрягаемых поверхностях.
Клеил все это дело не спеша, старался делать аккуратно и красиво, даже когда клеил виброизоляцию (невзирая на то, что эта красота будет скрыта под слоем Сплэна и Битопласта), ну да неважно, просто мне так хочется))). Почти под каждый кусок материала сначала делал бумажную выкройку-лекало, подгонял ее по месту, вырезал, переносил контур на материал, после вырезал материал необходимой формы и клеил. По возможности, старался поменьше кромсать листы материала и использовал куски наибольшей площади: где-то читал, что клеить виброизоляцию маленькими кусочками – не есть гуд. Также старался, чтобы куски «вибры» соединялись встык, а не внахлест, потому как, по моей теории, если клеить внахлест, то есть вероятность образования небольших полостей между кусками в месте нахлеста, что может привести к появлению в этих местах конденсата влаги ну и т. д. и т. п.
Фото в процессе:
1. Наклейка виброизолирующего материала:
2. Наклейка шумоизолирующего материала (Сплэн):
3. Наклейка слоя Битопласта и прокладка кабельных линий аудиосистемы:
Сделал пока самое трудоемкое – салон. В планах на недалекое будущее шумовиброизоляция багажного отсека, внутренней поверхности дверей с одновременной реставрацией дверных карт (пока в дверях стоит халтура от «умельцев») и, возможно, моторного щита со стороны двигателя.
Параллельно, пока был разобран салон, провел антикоррозийную обработку скрытых полостей (пороги, лонжероны) «Мовилем». Конечно, по уму, их сначала нужно было бы промыть и высушить хорошенько, пользуясь тем, что есть доступ ко всем технологическим отверстиям (грязи там за столько лет скопилось прилично), но у меня в гараже и нигде поблизости, к сожалению, нет проточной воды, так что пока ограничился простой обработкой.
Что касается инсталляции новой аудиосистемы, то, в принципе, тоже ничего сложного, особенно после консультаций по этому вопросу с
Дядей Аликом (за что ему отдельное спасибо))). Запитал магнитолу напрямую от аккумулятора, через предохранительный блок на два предохранителя (на цепи питания магнитолы и сабвуфера раздельно):
Силовой кабель сабвуфера (саб у меня активный, то есть со встроенным усилителем) сечением 21 кв. мм проложил по правому борту (так получилась наименьшая длина). Сигнальные кабели аудиокомпонентов и сабвуфера, для исключения наводок и помех, протянул вдоль центрального тоннеля (так они наиболее удалены от питающих проводов электрооборудования, проложенных по левому борту и силового кабеля сабвуфера, идущего справа) (на фото салона выше все видно). Ну все остальное зависит от аккуратности и наличия навыков паяния проводов и клемм))) Да, главное не перепутать полярность при подключении аудиокомпонентов.
Вот в подседельные ящики установлены новые Фокалы))) Кроссоверы смонтировал на боковой стенке ящиков:
Вот установлены твиттеры на передние стойки:
Все вроде бы шло хорошо, но когда все подключил и стал устанавливать головное устройство в "бороду", то получилась вот такая шляпа:
-
подключенные к задней панели "тюльпаны" сигнального кабеля сабвуфера и разъем USB-кабеля не дали головному устройству сесть на свое место. Настроение было подпорчено. Можно было, конечно все это отключить, но тогда пропадут многие преимущества новой магнитолы (сабвуфер и воспроизведение файлов с флэшки).
Были, конечно, варианты:
1. Кроить корпус вентилятора отопителя (делать в нем нишу под кабели) - неохота, уж больно трудоемкий процесс и непредсказуемый результат);
2. Устанавливать магнитолу в перчаточный ящик или под него (вариант был сразу отброшен: во-первых, я привык, чтобы магнитола была под рукой, во-вторых, пришлось бы наращивать кабели, а это лишние разрывы, спайки, эффект уже не тот)))
Короче, было забито на красоту передней панели в угоду функциональности. Из алюминиевой полосы толщиной 2мм был вырезан и сооружен колодец, получилось вот что:
Только думаю теперь: покрасить этот колодец в черный, или оставить полированный алюминий? Короче, пока так. Зато качество звучания Пионер, конечно, завораживает, особенно после моей предыдущей магнитолки LG)))
Все это хорошо, но теперь вот подумываю о замене штатного генератора на более мощный, от инжекторной «Нивы». Штатный гена, думаю, долго не выдержит всего этого хозяйства.
Сейчас вот буду все собирать обратно, до конца еще не близко, все буду делать качественно, может, до конца праздников и не успею, ну да ладно, спешить мне особо некуда. Извиняюсь за фото - делал их спонтанно, когда вспоминал про фотоаппарат (честно говоря, не до него было), так что не весь процесс запечатлен в деталях. Зато, вроде, описал все подробно.
Подводя итог скажу, что смысл всей этой моей писанины подразумевался следующий: товарищи, не нужно бояться делать в своей машине все (ну или почти все) своими руками – «глаза боятся, а руки делают». Ничего сложного в наших красотулях нет, они просты, как автомат Калашникова. Только предварительно нужно подготовиться, как говорится, теоретически, изучить вопрос во всех тонкостях, покурить Интернет, посоветоваться с товарищами, которые «в теме» - и вперед, все обязательно получится.
Конечно, для многих форумчан те работы, что я тут описываю, покажутся совсем не сложными, и не стоящими такого внимания и подробного описания, но лично для меня это было важным событием, собственно, переходом на новый уровень))). Всем терпения и удачи. Дерзайте и получится у вас.
Что-то много букв я написал, думаю, кому-нибудь да пригодится))).
Всё будет хорошо.